Сложность и наукоемкость изделий морской техники постоянно растет. В процессах жизненного цикла продукции участвует большое количество организаций. Объемы данных об изделии увеличиваются. При этом стоит отметить, что морская техника на сегодняшний день обладает длительным сроком эксплуатации, в течении которого затраты на поддержание ее в работоспособном состоянии в несколько раз превышают затраты на ее приобретение. Именно поэтому одним из необходимых условий на заключение контрактов на поставку наукоемкой продукции является создание системы интегрированной логистической поддержки.
- обеспечение информационной поддержки обслуживающего персонала по использованию техники в нормальных и аварийных ситуациях;
- обеспечение обслуживающего персонала электронной эксплуатационной документацией в удобной форме;
- обучение и тренаж обслуживающего персонала;
- обеспечение сбора фактических данных об эксплуатации изделий для их последующей модернизации и улучшения;
- мониторинг технического состояния изделий;
- планирование и эффективная организация обслуживания и ремонта морской техники с учетом ее фактического состояния;
- планирование и рациональная организация материально-технического обеспечения, управления запасами, заказом запасных частей и расходных материалов;
- оценку стоимости ЖЦ изделия и эффективности эксплуатации;
- анализ логистической поддержки с формированием базы данных АЛП;
- и др.
В настоящее время использование информационных технологий является неотъемлемой частью всех этапов жизненного цикла кораблей ВМФ. В полной мере это относится к информационным системам интегрированной логистической поддержки, которые во многом обеспечивают поддержание боевой и технической готовности кораблей ВМФ. Применение указанных систем также позволяет значительно повысить уровень специальной подготовки личного состава по эксплуатации технических средств и борьбе за живучесть.
Существующие на сегодняшний день информационные системы ИЛП применительно к кораблям ВМФ в целом реализуются в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- ГОСТ Р 53393-2017 Интегрированная логистическая поддержка. Основные положения;
- ГОСТ Р 53392-2017 Интегрированная логистическая поддержка. Анализ логистической поддержки. Основные положения;
- ГОСТ Р 54088-2017 Интегрированная логистическая поддержка. Эксплуатационная и ремонтная документация в форме интерактивных электронных технических руководств. Основные положения и общие требования;
- ГОСТ Р 54089-2018 Интегрированная логистическая поддержка. Электронное дело изделия. Основные положения и общие требования;
- Р 50.1.029-2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Общие требования к содержанию, стилю и оформлению;
- Р 50.1.030-2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Требования к логической структуре базы данных.
Вместе с тем, уровень разработки и внедрения информационных систем ИЛП для корабельных функциональных комплексов свидетельствует о наличии существенных резервов в части повышения эффективности ИЛП с учетом современных требований (ГОСТ Р 53392-2017 и ГОСТ Р 53393-2013) и серии стандартов по ИЛП экспортируемой продукции военного назначения
Создание аппаратно-программных средств интегрированной логистической поддержки жизненного цикла энергетического оборудования надводных кораблей и подводных лодок на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности АО «ИК «НЕОТЕК МАРИН».
- анализ логистической поддержки (АЛП) изделия, проводимый на всех стадиях жизненного цикла изделий ЖЦИ;
- планирование процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия, проводимое на этапе разработки и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;
- планирование материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия, проводимое на этапе разработки и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;
-
обеспечение персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие, создаваемой на этапе разработки и поставляемой с конкретными экземплярами (партиями) изделия;
-
планирование состава эксплуатационного персонала и его обучения, разработка технических средств обучения.
На сегодняшний день на современных кораблях и подводных лодках ВМФ успешно используются переносные комплексы информационной поддержки эксплуатации энергетического оборудования, решающие базовые задачи интегрированной логистической поддержки. Кроме того, все поставленные комплексы постоянно модернизируются в соответствии с концепцией логистической поддержки, принятой в АО «ИК «НЕОТЕК МАРИН». При этом используется принцип постепенного наращивания функциональных возможностей и актуализации баз данных.
