Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП)

Сложность и наукоемкость изделий морской техники постоянно растет. В процессах жизненного цикла продукции участвует большое количество организаций. Объемы данных об изделии увеличиваются. При этом стоит отметить, что морская техника на сегодняшний день обладает длительным сроком эксплуатации, в течении которого затраты на поддержание ее в работоспособном состоянии в несколько раз превышают затраты на ее приобретение. Именно поэтому одним из необходимых условий на заключение контрактов на поставку наукоемкой продукции является создание системы интегрированной логистической поддержки.

 В связи с этим можно выделить основные задачи ИЛП, стоящие перед проектирующими организациями, производством и эксплуатантами:

 

В настоящее время использование информационных технологий является неотъемлемой частью всех этапов жизненного цикла кораблей ВМФ. В полной мере это относится к информационным системам интегрированной логистической поддержки, которые во многом обеспечивают поддержание боевой и технической готовности кораблей ВМФ. Применение указанных систем также позволяет значительно повысить уровень специальной подготовки личного состава по эксплуатации технических средств и борьбе за живучесть. 

Существующие на сегодняшний день информационные системы ИЛП применительно к кораблям ВМФ в целом реализуются в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • ГОСТ Р 53393-2017 Интегрированная логистическая поддержка. Основные положения;
  • ГОСТ Р 53392-2017 Интегрированная логистическая поддержка. Анализ логистической поддержки. Основные положения;
  • ГОСТ Р 54088-2017 Интегрированная логистическая поддержка. Эксплуатационная и ремонтная документация в форме интерактивных электронных технических руководств. Основные положения и общие требования;
  • ГОСТ Р 54089-2018 Интегрированная логистическая поддержка. Электронное дело изделия. Основные положения и общие требования;
  • Р 50.1.029-2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Общие требования к содержанию, стилю и оформлению;
  • Р 50.1.030-2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Требования к логической структуре базы данных.

Вместе с тем, уровень разработки и внедрения информационных систем ИЛП для корабельных функциональных комплексов свидетельствует о наличии существенных резервов в части повышения эффективности ИЛП с учетом современных требований (ГОСТ Р 53392-2017 и ГОСТ Р 53393-2013) и серии стандартов по ИЛП экспортируемой продукции военного назначения

Создание аппаратно-программных средств интегрированной логистической поддержки жизненного цикла энергетического оборудования надводных кораблей и подводных лодок на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности АО «ИК «НЕОТЕК МАРИН».

Данное направление относится к практической реализации CALS (ИПИ)-технологий и отвечает целевым государственным программам и решениям на уровне Правительства РФ, руководства оборонно-промышленного комплекса, а также современным требованиям комплекса стандартов ИЛП.
 
Разработанные АО «ИК «НЕОТЕК МАРИН» решения (к которым относятся аппаратно-программные комплексы информационной поддержки эксплуатации (ИПЭ), интерактивные электронные технические руководства, тренажерные комплексы, компьютерные обучающие системы, системы планирования технического обслуживания, системы мониторинга технического состояния и диагностирования, системы информационной поддержки принятия решений по использованию объектов в нормальных условиях и аварийных ситуациях) направлены на автоматизацию и информационную поддержку основных процессов, составляющих ИЛП сложных наукоемких изделий:
  • анализ логистической поддержки (АЛП) изделия, проводимый на всех стадиях жизненного цикла изделий ЖЦИ;
  • планирование процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия, проводимое на этапе разработки и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;
  • планирование материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия, проводимое на этапе разработки и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;
  • обеспечение персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие, создаваемой на этапе разработки и поставляемой с конкретными экземплярами (партиями) изделия;

  • планирование состава эксплуатационного персонала и его обучения, разработка технических средств обучения.

На сегодняшний день на современных кораблях и подводных лодках ВМФ успешно используются переносные комплексы информационной поддержки эксплуатации энергетического оборудования, решающие базовые задачи интегрированной логистической поддержки. Кроме того, все поставленные комплексы постоянно модернизируются в соответствии с концепцией логистической поддержки, принятой в АО «ИК «НЕОТЕК МАРИН». При этом используется принцип постепенного наращивания функциональных возможностей и актуализации баз данных.

 

 
Интегрированная логистическая поддержка; ИЛП (integrated logistic support; ILS): Совокупность видов деятельности, осуществляемых головным разработчиком изделия совместно с другими участниками жизненного цикла изделия и направленных на формирование системы технической эксплуатации изделия, обеспечивающей эффективное использование изделия при приемлемой стоимости его жизненного цикла.
 
Информационная поддержка жизненного цикла изделия; ИПИ (continuous acquisition and life cycle support; CALS): совокупность видов деятельности, реализуемых посредством управленческих, инженерных и информационных технологий, ориентированных на обеспечение высокого уровня готовности изделий при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией и обслуживанием.