Системы информационной поддержки по борьбе за живучесть ДЭПЛ

Разработка системы информационной поддержки по борьбе за живучесть дизель-электрических подводных лодок «СИП БЖ»

С 2008 года в АО «ИК «НЕОТЕК МАРИН» развивается направление информационного обеспечения живучести морских объектов. В рамках государственного оборонного заказа для Военно-Морского Флота по договору с АО «ЦКБ МТ «Рубин» впервые разработан и изготовлен головной образец системы информационной поддержки по борьбе за живучесть ДЭПЛ — «СИП БЖ».

По договорам с АО «ЦС «Звездочка» и ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ изготовлены и поставлены комплексы «СИП БЖ» для 4 НАПЛ типа «Варшавянка», а также для 2 АПЛ типа «Дельфин». В 2016 году успешно завершены работы по созданию специального модуля информационной поддержки спасания личного состава ДЭПЛ для современной ДЭПЛ «Лада».

Целями информационного обеспечения живучести морских объектов являются:

  • обеспечение безаварийной повседневной эксплуатации морского объекта;
  • сокращение времени принятия решений командным составом аварийного морского объекта при руководстве борьбой за живучесть;
  • повышение оперативности и обоснованности принимаемых решений за счет мгновенного выполнения сложных расчетов статики и динамики морского объекта;
  • обеспечение эффективного обучения командного состава морского объекта методам решения задач обеспечения живучести;
  • отработка навыков командного состава по обеспечению безопасного использования морского объекта в повседневных и аварийных ситуациях.

В системах типа «СИП БЖ» реализованы следующие функции:

  • оценка опасности аварийной ситуации, в том числе: оценка состояния аварийного объекта; определение возможных ограничений в использовании объекта и его технических средств; определение наличия и размещения взрыво- и пожароопасных технических средств и веществ; оценка опасности для личного состава в аварийном отсеке.
  • информационная поддержка принятия решений при локализации последствий повреждений, в том числе: определение рубежей обороны; переключение схем и смена режимов работы систем и основных механизмов; борьба с водой; борьба с пожаром; поддержание остойчивости и запаса плавучести;
  • определение последствий возможных действий по локализации повреждений; использование объекта и его технических средств; поддержание связи с командным пунктом; контроль за выполнением действий личного состава (по приказанию и без приказания) в аварийных и неаварийных отсеках.
  • информационная поддержка принятия решений при ликвидации последствий повреждений, в том числе: восстановление остойчивости, запаса плавучести, параметров посадки объекта; удаление воды из аварийного отсека; тушение пожара; переключение схем и смена режимов работы систем и основных механизмов; определение влияния последствий действий по локализации повреждений на использовании объекта и его функциональных комплексов.